admrmr-для-гостей-Main menu-1 уровень
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

  

 

МЦП «Чистая вода» на территории Рыбинского муниципального района на 2011-2014 годы»

Приложение

к постановлению администрации

Рыбинского муниципального района

от 17.02.2011 № 250

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Чистая вода»

на территории Рыбинского

муниципального района

на 2011-2014 годы.

1.Паспорт Программы

Наименование Программы

Муниципальная целевая программа «Чистая вода» на территории Рыбинского муниципального района на 2011-2014 годы»

(далее – Программа)

Основание для разработки

Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами),

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998г. № 292 «О концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения».

Областная целевая программа «Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области № 1101-п от 12.11.2009 г.

Заказчик Программы

Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области

Разработчики Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи

администрации Рыбинского муниципального района

Исполнители Программы

-Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района

-Управление недвижимости, строительства и инвестиций

администрации Рыбинского муниципального района

Цели и задачи Программы

- Цель Программы: обеспечение населения муниципального района питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в достаточном количестве для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов-источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

- Задачи Программы:

В сфере источников водоснабжения:

- развитие централизованных систем водоснабжения, в том числе с использованием подземных месторождений вод;

в сфере организации водоснабжения:

- осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин, с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям;

в сфере рационального водопользования:

- снижение непроизводственных потерь воды при ее транспортировке и использовании;

в сфере водоотведения:

- осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям при сбросе их в водные объекты;

- сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Перечень разделов Программы

1. Паспорт Программы

2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы.

3. Цели и задачи Программы

4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей Программы.

5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам.

6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы.

7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации.

8. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы.

9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы.

Сроки реализации

2011-2014 годы

Объемы и источники финансирования

56140,950 тыс. рублей - всего, из них средства бюджетов

Областного-39827,000 тыс.руб. 2011г- 0,000 тыс.руб.

2012г.- 22 510,000 тыс. руб.

2013г.- 3 660,000 тыс.руб.

2014г.- 13 657,000 тыс.руб.

Местного- 15683,950 тыс.руб. 2011г­- 1 997,700 тыс.руб.

2012г.- 5177,000 тыс.руб.

2013г.- 5 095,500 тыс. руб.

2014г.- 3414,250 тыс.руб.

Поселений - 630,000 тыс.руб. 2011г.- 630,000 тыс.руб.

2012г.- 0,000 тыс.руб.

2013г.- 0,000 тыс.руб.

2014г.- 0,000 тыс.руб.

Внебюджетные средства - 0,000 тыс. руб.

Контроль за исполнением Программы

Управление ЖКХ транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района

Основные ожидаемые результаты реализации Программы

- снижение уровня износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения до 72 процентов;

- снижение удельного веса потерь воды в процессе ее производства и транспортировки, в том числе из-за аварий, до 19 процентов;

- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества до 65,3 процентов;

увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению сельских населенных пунктов до 67,1 процентов;

- увеличение доли сточных вод, соответствующих установленным требованиям, до 31,8 процентов;

- увеличение количества очистных сооружений водоснабжения и канализации, отвечающих нормативным требованиям к качеству очистки воды и стоков, на 2 штуки;

- увеличение количества централизованных систем водоснабжения из подземных источников на 2 штуки;

1.

2.

3. 2.Анализ и оценка проблемы,

решение которой осуществляется путем реализации Программы.

Проблема гарантированного обеспечения населения России питьевой водой, очистка сточных вод, охрана источников питьевого водоснабжения от загрязнения – это проблема общегосударственного масштаба. В соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» главной целью программы «Чистая вода» является решение приоритетной национальной проблемы – увеличение продолжительности жизни россиян до среднеевропейского уровня за счет обеспечения их безопасной водой, в том числе питьевой, в количестве, достаточном для жизнедеятельности и развития страны.

Проблема качества питьевой воды – предмет особого внимания общественности, органов власти, органов санитарно-эпидемиологического надзора и окружающей среды. Необходимость решения этой проблемы обусловлена ухудшением санитарно-гигиенических показателей воды, что потенциально несет угрозу ухудшению здоровья населения, способствует обострению социальной напряженности. Особенно остро стоит эта проблема в районе также в связи с тем, что подземные источники водоснабжения не соответствуют по органолептическим показателям( цветности, мутности и по содержанию вредных веществ требованиям ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая» и СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».

Значительная часть подземных вод, используемых водозаборными скважинами по химическому составу гидрокарбонатные, натриево-калиево-кальцивые с минерализацией 0.2-0,6 г/л, отмечено повышенное содержание железа. По усредненным данным результатов лабораторных исследований за 2008г. питьевая вода, подаваемая от артезианских скважин, содержит от 0,9 до 1,5 мг/дм3 общего железа, что превышает норматив ( 0, 3 мг/дм3).

В Рыбинском муниципальном районе насчитывается 11 административных поселений, состоящих из 595 населенных пунктов, в том числе 1-го поселка городского типа. Численность населения РМР составляет около 30 тыс. человек.

Водоснабжение.

В 22-х населенных пунктах района имеются централизованные системы водоснабжения с протяженностью сетей 132 км., обеспечивающие 20210 жителей - 74% численности питьевой водой в количестве - 22800м3/сут., с качеством питьевой воды не соответствующим нормативным требованиям и оценивающимся как неудовлетворительное. Всего в районе 72 водопровода, из них 43 коммунальных и 29 ведомственных. Водоснабжение населенных пунктов района базируется в основном на использовании поверхностных вод 15240 м3/сут. - 70% водопотребления. 4 имеющихся водопровода, использующие поверхностные водоисточники, нуждаются в реконструкции и модернизации комплексов очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды на необходимом уровне, для питьевого водоснабжения и для снижения загрязнения сбрасываемых сточных вод до гигиенических норм. Подземные воды имеют лучшее качество, но также не соответствуют нормам по содержанию железа, мутности, окисляемости и др. Водопроводов с водозабором из подземных источников 68, которые обеспечивают 30% водопотребления. Все ведомственные водопроводы питаются от подземных источников. Практически по всем водозаборам не организованы и не соблюдаются режимы зон санитарной охраны водоисточника и прибрежных защитных полос водных объектов.

1.Волжское сельское поселение:

п. Ермаково. Водоснабжение осуществляется из сетей г. Рыбинска. Общее водопотребление – 620 тыс. м3/год (по проекту), фактически – 435 тыс. м3/год. На промышленные нужды – 232,176 тыс. м3/год, хозяйственно – бытовые – 183 тыс. м3/год, МТФ – 19,440 тыс. м3/год.

с.Сретенье. Поверхностные источники не используются. Подземные источники –

3 артезианские скважины, год ввода в эксплуатацию – 1980, 1992, глубина скважин по 38 метров, дебит – 200 м3/сут. Нецентрализованное водоснабжение – колодцы.

Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение ( колодцы).

2.Октябрьское сельское поселение:

п. Дюдьково, п.Октябрьский. Водоснабжение поселка осуществляется с ОСВ п. Дюдьково.

Поверхностные источники – река Волга. Подземные источники (артскважины) используются для водоснабжения ферм. Вода водоисточника – река Волга, соответствует требованиям ГОСТ 2761-84, относится ко второму классу, пригодна для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения после надлежащей обработки на очистных сооружениях. Очистные водопроводные сооружения введены в эксплуатацию в 1982 году. Проектная производительность – 8640 м3/сут. Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение (колодцы).

3.Арефинское сельское поселение:

с. Арефино. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 2 артезианских скважины. Год ввода в эксплуатацию – 1964, 1981г. Глубина скважин – 70 и 75 метров. Дебит – по 10 м3/час. Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение ( более 60 колодцев).

4.Огарковское сельское поселение:

с. Огарково, с. Милюшино. Поверхностные источники не используются. .Подземные источники – 3 артезианские скважины, глубина скважин – 146 и 150 метров, дебит – около 150 м3/сут. Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение (колодцы). Поверхностные источники не используются.

д. Волково. Подземные источники – 2 артезианские скважины, год ввода в эксплуатацию – 1971, 1977г.г., глубина скважин – 37 и 80 метров, проектная мощность – 200 м3/сут., фактическая – 150 м3 . Нецентрализованное водоснабжение (около 10 частных колодцев). 5.Назаровское сельское поселение:

п. Назарово. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 3 артезианские скважины, год ввода в эксплуатацию – 1982 – 2 скв., 1993 – 1 скв. Глубина скважин – более 150 метров. Дебит – около 350 м3/сут.

п. Шашково. Поверхностный источник – р. Волга. Год ввода в эксплуатацию ОСВ – 1976г. Для очистки воды используются установки водоочистные «Струя-М» – 2 шт., производительностью 200 м3/сут. каждая. Производительность ОСВ соответствует сумме принятых типоразмеров установок «Струя» – 400 м3/сут., фактическая производительность – 250-300 м3/сут. Вода водоисточника - р. Волга, по имеющимся лабораторным данным соответствует требованиям ГОСТ 2761-84 на выбор водоисточника, относится ко второму классу, пригодна для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Для получения воды, соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01, требуется коагуляция, отстаивание, фильтрование, обеззараживание. Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение (колодцы).

п. Майский. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 1 артезианская скважина, год ввода в эксплуатацию – 1972 г., глубина скважины – до 65 метров, проектная мощность – 100-120 м3/сут. Дебит – около 5 м3/ час.

Нецентрализованное водоснабжение – колодцы.

6. Городское поселение Песочное

Поверхностный источник – р. Волга. Подземные источники не используются. Год ввода в эксплуатацию ОСВ – 1980г. Вода водоисточника – р. Волга, по имеющимся лабораторным данным соответствует требованиям ГОСТ 2761-84 на выбор водоисточника, относится ко второму классу, пригодна для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Для получения воды, соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01, требуется коагуляция, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

7.Покровское сельское поселение.

с. Покров. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 2 артезианские скважины. Глубина скважин – 45 и 60 метров. Дебит – около 200 м3/сут.

Мелкие населенные пункты -нецентрализованное водоснабжение (около 10 колодцев).

с. Николо-Корма. Поверхностные источники не используются. Подземные источники –

1 артезианская скважина. Год ввода в эксплуатацию не известен – технической документации нет, эксплуатируется около 30 лет. Глубина скважины – до 50 метров, дебит – около 100 м3/сут. п. Кстово. Поверхностные источники не используются. Подземные источники –

4 артезианские скважины, год ввода в эксплуатацию – 1976, глубина скважин – 170, 134, 50, 45 метров. Дебит – около 400 м3/сут. Качество воды в месте водозабора удовлетворяет требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по исследуемым показателям.

п. Искра Октября. Водоснабжение осуществляется из водопровода Æ 100 мм, идущего из водопроводных сетей города Рыбинска. Год ввода в эксплуатацию – 1982. Число жителей, пользующихся водопроводной водой – около 800 человек. Проектная мощность – 480 м3/сут. Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение (колодцы)..

8.Каменниковское сельское поселение.

п. Каменники. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 11 артезианских скважин в рабочем состоянии. Год бурения скважин – 1958 – 1, 1964 – 2, 1967 – 1, 1972 – 2, 1981 – 1, 1985 – 2, 1989 – 2. Глубина скважин – от 36 до 60 метров. Проектная мощность – около 800 м3/сут. Контроль за качеством исходной и питьевой воды осуществляется лабораторией ЦГСЭН по сельским и поселковым территориям в РМО. Химические реагенты не используются. Мелкие населенные пункты – нецентрализованные колодцы.

9.Глебовское сельское поселение.

с. Глебово. Поверхностные источники не используются. Подземные источники –

2 артезианские скважины. Год ввода в эксплуатацию – 1979 .Глубина скважин – 65 метров. Дебит по 10 м3/час.

д.Погорелка. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 2 артезианские скважины. Год ввода в эксплуатацию – эксплуатируются более 25 лет.Глубина скважин – 53 и 65 метров. Дебит – до 100 м3/сут. Нецентрализованное – около 15 колодцев.

д. Белево. Поверхностные источники не используются. Подземные источники –

1 артезианская скважина. Год ввода в эксплуатацию – 1972. Глубина скважин –85 метров. Дебит –5 м3/час. Нецентрализованное водоснабжение не используется. Мелкие населенные пункты – нецентрализованные колодцы.

10.Тихменевское сельское поселение

п. Тихменево. Поверхностные источники не используются. Подземные источники – 5 артезианских скважин. Год ввода в эксплуатацию – 1966, 1968, 1969, 1972, 1991. Глубина скважин – 66, 69, 67, 65, до 50 метров. Дебит – 800 м3/сут. Мелкие населенные пункты – нецентрализованные колодцы.

11. Судоверфское сельское поселение

п. Судоверфь. Поверхностный источник – Рыбинское водохранилище. Для очистки воды используются установки водоочистные «Струя-М» – 3 шт., производительностью 400 м3/сут. каждая. Расчётная производительность водозабора и НС 1- го подъёма при равномерной круглосуточной работе принята 0,2 –0,1 м3/сек. Производительность ОСВ п. Судоверфь соответствует сумме принятых типоразмеров установок «Струя» – 1200 м3/сут.

Вода водоисточника – Рыбинское водохранилище по имеющимся лабораторным данным соответствует требованиям ГОСТ 2761-84 на выбор водоисточника, относится ко второму классу, пригодна для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Для получения воды, соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01, требуется коагуляция, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

п. Свингино. Поверхностные источники не используются. Подземные источники –

1 артезианская скважина. Год ввода в эксплуатацию – 1980. Глубина скважины – до 60 метров. фактическая мощность –около 40 м3/сут. Мелкие населенные пункты нецентрализованное водоснабжение (колодцы).

п. Юбилейный. Водоснабжение осуществляется из водопровода Æ 100 мм, идущего из водопроводных сетей города Рыбинска. Год ввода в эксплуатацию – 1982. Число жителей, пользующихся водопроводной водой – около 600 человек. Проектная мощность – 430 м3/сут.

Мелкие населенные пункты – нецентрализованное водоснабжение (колодцы).

Водоотведение.

Канализационной сетью в районе обеспечено 16513 человек. Общая протяженность сетей канализации 61,883 км. с объемом совместно принимаемых очистными сооружениями канализации жилищно-коммунального комплекса хозяйственно-бытовых стоков 8100 м3/сут., что составляет менее 20% от необходимого объема водоотведения, с учетом сброса промышленных стоков. Во многих поселках канализационные очистные сооружения практически находятся в аварийном состоянии, или отсутствуют вовсе, отсутствуют санитарные защитные зоны ОСК, в связи с чем требуется строительство ОСК, либо их реконструкция с привлечением бюджетных и внебюджетных средств. В населенных пунктах отсутствует оборудование для сбора и очистки ливневых стоков, в результате чего сточные поверхностные воды и стоки промышленных предприятий попадают в водоемы рыбохозяйственного и питьевого назначения.

Основными проблемами водохозяйственного комплекса района являются: высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, неудовлетворительное техническое состояние систем и сетей водоснабжения и канализации жилищного фонда, низкий уровень модернизации объектов жилищно-коммунальной сферы, отсутствие стимулов для привлечения инвесторов, что в целом оказывает негативное влияние на финансово-экономическое положение ЖКХ, препятствует переходу на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства является низкое качество и недостаточность объемов предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующих запросам потребителей и загрязнение водопроводной воды продуктами коррозии. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и канализации практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведет к снижению надежности работы объектов водохозяйственного комплекса.

Вследствие суммарных потерь в системах водоснабжения и водоотведения сохраняется высокий уровень затратности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, отсутствуют экономические стимулы для снижения издержек на производство услуг. Кроме того, требуется разработка схем и перспективных планов развития водоснабжения и водоотведения района.

Для дальнейшей безаварийной эксплуатации и обслуживания в соответствии с санитарными нормативами имеющихся комплексов водопроводных и канализационных сооружений и систем требуются значительные финансовые затраты, как на ремонтные и проектные работы, так и на строительство вновь. 15 артезианских скважин требуют капитальных вложений на проведение реконструкции, 11- необходимо тампонировать. Водоразборных колонок в поселках насчитывается 114 ед., требуют капитального ремонта 47 ед. Колодцев в поселениях 115 ед., из них требуют восстановительных работ 30 ед.

В предстоящий период на территории Рыбинского муниципального района должны быть выполнены требования Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами), Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998г. № 292 «О концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения», в том числе:

- применение технологий восстановления водозаборов,

-применение методов дезинфекции, предотвращения пескования, обезжелезивания водозаборных скважин,

-текущий и капитальный ремонт существующих источников водоснабжения,

-обустройство водозаборов, обеспечение их экологической безопасности, защита от антропогенных загрязнений,

-строительство новых источников водоснабжения на базе новых технологий и оборудования,

- обеспечение обустройства внутренним водопроводом населенных пунктов,

- реконструкция и строительство очистных сооружений с применением новых технологий очистки сточных вод.

Необходимость решения проблемы водоснабжения и водоотведения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.

2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.

Повышение эффективности использования различных видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем.

3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.

4. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств и снижения рисков развития муниципального образования.

В предстоящий период решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.

В силу значительной затратной составляющей комплекс мероприятий по управлению обеспечением населения чистой водой можно частично реализовать в течение 2010-2014 г.г., и принять по итогам этой работы долгосрочную (на пять лет) муниципальную целевую программу.

Анализ состояния систем и объектов водоснабжения и водоотведения выявил слабые стороны водного сектора, который характеризуется:

- недостаточным развитием централизованных систем водоснабжения (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, удельный вес жилой площади, оборудованной водопроводом, составляет в Ярославской области 78 процентов, в Центральном федеральном округе - 79,7 процента; оборудованной системой водоотведения: в Ярославской области - 74,9 процента, в Центральном федеральном округе - 77,2 процента);

- высоким уровнем износа сооружений, сетей водоснабжения и водоотведения (в сельской местности 75 процентов объектов находятся в аварийном состоянии или не действуют, ощущается дефицит питьевой воды, соответствующей нормативным показателям качества; из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 32 процента перегружены, 74 процента эксплуатируются 25 - 30 лет и более и требуют срочной реконструкции;

Общая протяженность водопроводных сетей Рыбинского муниципального района - 132 километров, объем ветхих сетей, нуждающихся в замене, составляет 66 километров, или 50 процентов от общей протяженности; ежегодный прирост амортизированных водопроводных труб достигает 3,5 километров, ежегодная потребность в реконструкции сетей - 3 процента от общей протяженности (в 2008 году заменено менее 1 процента), для сокращения объема амортизированных трубопроводов потребность в замене ветхих труб не менее 7 километров в год, или 6 процентов от общей протяженности);

- несоответствием поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения санитарным нормам и правилам, отсутствием зон санитарной охраны (удельный вес источников, не соответствующих санитарным правилам, в том числе по организации зон санитарной охраны, составляет 70 процентов от их общего количества; из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных значений доводится менее 30 процентов);

- неэффективным процессом производства и транспортировки воды, влекущим нерациональное использование водных ресурсов (из-за неудовлетворительного состояния водопроводных сетей свыше 20 процентов отпущенной воды не доходит до потребителей при среднем нормативном уровне потерь 15 процентов);

- отсутствием экономического стимулирования водопользователей при внедрении инновационных природоохранных технологий, а также проведении активной работы, направленной на ресурсосбережение в условиях ужесточения требований природоохранного законодательства и нормативов качества воды;

- отставанием от новейших мировых тенденций по внедрению современных информационных технологий управления и эффективной организации бизнес-процессов на предприятиях водного сектора;

- низкой инвестиционной привлекательностью водного сектора;

- недостаточным методическим обеспечением формирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Наряду со слабыми сторонами существуют сильные стороны водного сектора. К ним относится наличие:

- значительных запасов месторождений подземных пресных вод;

- нормативных, правовых и организационных основ государственной политики в секторе водоснабжения и водоотведения, определение ее приоритетных направлений и отработка механизма реализации;

- условий и предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения на новой технологической основе, повышения качества предоставления услуг водохозяйственными организациями области;

- усилий со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, водохозяйственных предприятий и финансовых институтов, направленных на осуществление постепенного перехода к новым формам управления, которые обеспечат устойчивое развитие систем водоснабжения и водоотведения;

- предпосылок для совершенствования системы тарифного регулирования.

В последние годы водохозяйственная проблема приобрела еще большую остроту, поскольку из-за недостаточных темпов модернизации и развития, системы водоснабжения и удаления сточных вод продолжают деградировать, и население не обеспечивается питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.

Выявление сильных и слабых сторон, характеризующих водный сектор, важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют или не позволяют реализоваться им в том или ином направлении.

К угрозам следует отнести:

- дефицит питьевой воды нормативного качества в населенных пунктах, удаленных от поверхностных источников водоснабжения;

- рост антропогенной нагрузки на источники питьевого водоснабжения, их техногенное загрязнение, снижение самоочищающей способности рек - факторы, негативно влияющие на состояние здоровья и продолжительность жизни населения;

- замедление развития научных разработок в области водоснабжения и водоотведения;

- несовершенство механизмов отбора новейших технологий для их применения в водном секторе;

- неэффективность водного сектора, выражающуюся в росте эксплуатационных расходов и увеличении износа основных фондов;

- высокие требования кредитно-финансовых организаций к водохозяйственным предприятиям при обеспечении их кредитами, высокие процентные ставки по кредитам.

Эффективное решение системных проблем в водном секторе будет возможно при следующих условиях:

- государственная финансовая поддержка реализации мероприятий программы развития и совершенствования систем водоснабжения и водоотведения;

- наличие энергоресурсосберегающих и инновационных технологий;

- сформированные основы нормативной правовой базы, позволяющей реализовывать программные мероприятия;

- заинтересованность и готовность органов местного самоуправления муниципальных образований области и предприятий области к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем;

- передача в муниципальную собственность бесхозных систем и объектов водоснабжения и водоотведения;

- использование институтов частно-государственного партнерства в целях обеспечения устойчивого развития водного сектора;

- наличие образовательной системы повышения квалификации персонала водохозяйственных предприятий.

Если имеющиеся проблемы не будут решены до 2014 года, прогноз развития ситуации в водном секторе области предполагает:

- возникновение угрозы экологической безопасности водной среды, влияющей на здоровье и продолжительность жизни населения;

- низкие темпы модернизации систем водоснабжения и водоотведения, которые не позволят обеспечить требуемой санитарной надежности разводящей сети и гарантированной подачи населению питьевой воды нормативного качества и в требуемых количествах;

- сохранение недостаточной эффективности водной отрасли, выражающееся в одновременном росте эксплуатационных расходов и увеличении износа основных фондов до 80 процентов;

- увеличение потребления энергетических ресурсов в результате увеличения потерь в процессе производства и доставки питьевой воды потребителям;

- необеспечение технического перевооружения и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, уменьшения выбросов загрязняющих веществ при сбросе сточных вод;

- снижение инвестиционной привлекательности водного сектора.

4. 3..Цели и задачи Программы

3.1. Цели Программы

Целью Программы является обеспечение населения Ярославской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов- источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечение эффективной работы канализационных очистных сооружений.

3.2. Задачи Программы

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- развитие централизованных систем водоснабжения, в том числе с использованием подземных месторождений вод.

-сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

-осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин, шахтных колодцев с применением прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям, в т.ч. отечественного производства

-снижение непроизводственных потерь воды при ее транспортировке и использовании

-осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий , материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям при сбросе их в водные объекты

-осуществление строительства систем и сооружений для сброса и очистки ливневого стока с территорий поселений для снижения загрязнения водных объектов

-организация утилизации осадков сточных вод, исключающей вторичное загрязнение окружающей среды

Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на решение проблемы гарантированного обеспечения населения питьевой водой, очистки сточных вод, охраны источников питьевого водоснабжения от загрязнения.

Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему обеспечения населения качественными услугами водоснабжения, но позволит значительно улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в районе.

4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей Программы

№п/п

Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи

срок исполнения

ответственный исполнитель, (соисполнитель)

Источники финансирования

Объемы финансирования, тыс.руб.

Всего

2011

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цель: Обеспечение населения Ярославской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечивание эффективной работы канализационных очистных сооружений.

Задача 1 : Развитие централизованных систем водоснабжения, в том числе с использованием подземных месторождений вод. осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин, с применением прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям, в т.ч. отечественного производства.

Водоснабжение

1

Разработка проекта модернизации комплекса водозабора и очистных сооружений водоснабжения п. Дюдьково.

2011 г.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

427,700

427,700

областной бюджет

0,000

0,000

местный бюджет

427,700

427,700

внебюджетные

бюджет поселений

2

Модернизация комплекса водозабора и очистных сооружений водоснабжения п. Дюдьково.

2012 г.

Упр.ЖКХТиС, Упр.недвиж.,строительства и инвестиций

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

27687,000

27687,000

областной бюджет

22510,000

22510,000

местный бюджет

5177,000

5177,000

внебюджетные

бюджет поселений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

Разработка проекта реконструкции артезианской скважины с оснащением установкой обеззараживания и обезжелезивания воды в п.Красная Горка"

2011г.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

355,000

355,000

областной бюджет

0,000

0,000

местный бюджет

25,000

25,000

внебюджетные

бюджет поселений

330,000

330,000

4

Разработка проекта реконструкции артезианской скважины с оснащением установкой обеззараживания и обезжелезивания воды в д.Новый Поселок"

2011г.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

345,000

345,000

областной бюджет

0,000

0,000

местный бюджет

345,000

345,000

внебюджетные

бюджет поселений

5

Реконструкция артезианских скважин с оснащением установкой обеззараживания и обезжелезивания воды в поселке Красная Горка, деревня Новый поселок) 2 шт.

2013 гг.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

1875,000

1875,000

областной бюджет

1500,000

1500,000

местный бюджет

375,000

375,000

внебюджетные

бюджет поселений

7

Реконструкция водонапорных башен, подземных резервуаров и водопроводных насосных станций в поселке Красная Горка, деревне Новый Поселок 2 шт.

2013 гг.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

2700,000

2700,000

областной бюджет

2160,000

2160,000

местный бюджет

540,000

540,000

внебюджетные

бюджет поселений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого по разделу: Водоснабжение

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

33389,700

1127,700

27687,000

4575,000

0,000

областной бюджет

26170,000

0,000

22510,000

3660,000

0,000

местный бюджет

6889,700

797,700

5177,000

915,000

0,000

внебюджетные

бюджет поселений

330,000

330,000

0,000

0,000

0,000

Задача №2 : Сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Водоотведение и очистка сточных вод

1

Разработка проекта реконструкции очистных сооружений канализации д. Дюдьково (Октябрьское сп)

2013г.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

4180,000

4180,000

областной бюджет

0,000

местный бюджет

4180,000

4180,000

внебюджетные

бюджет поселений

2

Реконструкция очистных сооружений канализации д. Дюдьково (Октябрьское СП)

2014 г.

Упр.ЖКХТиС, Упр.недвиж.,строительства и инвестиций

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

17071,250

17071,250

областной бюджет

13657,000

13657,000

местный бюджет

3414,250

3414,250

внебюджетные

бюджет поселений

4

Разработка проекта строительства очистных сооружений канализации в.п. Тихменево

2011г.

Упр.ЖКХТиС

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

1500,000

1500,000

областной бюджет

0,000

0,000

местный бюджет

1200,000

1200,000

внебюджетные

бюджет поселений

300,000

300,000

0,000

0,000

0,000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого по разделу: водоотведение и очистка сточных вод

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

22751,250

1500,000

0,000

4180,000

17071,250

областной бюджет

13657,000

0,000

0,000

0,000

13657,000

местный бюджет

8794,250

1200,000

0,000

4180,000

3414,250

внебюджетные

бюджет поселений

300,000

300,000

0,000

0,000

0,000

ИТОГО по Программе

Объем инвестиций всего, в т.ч. по источникам

56140,950

2627,700

27687,000

8755,000

17071,250

областной бюджет

39827,000

0,000

22510,000

3660,000

13657,000

местный бюджет

15683,950

1997,700

5177,000

5095,000

3414,250

внебюджетные

бюджет поселений

630,000

630,000

0,000

0,000

0,000

5. Сведения о распределении объемов

и источников финансирования по годам

Наименование ресурса

Единица измерения

Потребность

всего

В том числе по годам

2011

2012

2013

2014

Финансовые ресурсы (всего по программе)

тыс.руб.

56140,950

2627,700

27687,000

8755,000

17071,250

областной бюджет

тыс.руб.

39827,000

0,000

22510,000

3660,000

13657,000

местный бюджет

тыс.руб.

15683,950

1997,700

5177,000

5095,000

3414,250

внебюджетные

тыс.руб.

0

0

0

0

0

Бюджет поселений

тыс.руб.

630,000

630,000

0

0

0

6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы.

Расчет потребностей в бюджетных ресурсах проводился согласно объемов финансирования мероприятий, определенных проектно-сметной документацией.

Финансирование осуществляется за счет областного бюджета и местных бюджетов. Распределение финансирования из областного бюджета осуществляется на основании Методики предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий областной целевой программы «Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 годы.

7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации.

Программа будет реализовываться через систему мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач и достижение запланированных показателей.

Исполнители Программы - Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, администрации Рыбинского муниципального района, Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района, являясь муниципальными заказчиками, в установленном порядке осуществляют:

- внесение предложений в департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области по объемам бюджетных ассигнований на весь период строительства объектов водоснабжения и водоотведения с разбивкой по годам и источникам финансирования;

- софинансирование объектов капитального строительства из средств местных бюджетов в объеме не менее процентного соотношения расходного обязательства, установленного Методикой предоставления и распределения субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий областной целевой программы «Чистая вода Ярославской области» на 2010-2014 гг.;

- распределяют ежегодно выделяемые средства на реализацию Программы по программным мероприятиям;

- в ходе реализации Программы уточняют объемы средств, необходимых для ее финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде;

- подготавливают предложения по уточнению перечня программных мероприятий;

- предоставляют изменения, вносимые в действующую Программу, на согласование в заинтересованные структурные подразделения администрации Рыбинского муниципального района в порядке, утвержденном регламентом администрации Рыбинского муниципального района;

- проводят разработку и обеспечение прохождения экспертизы проектной документации;

- предоставление правоустанавливающей и разрешительной документации на земельный участок под строительство объекта водоснабжения или водоотведения и подключение к существующим инженерным сетям;

- при необходимости осуществляют размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для реализации Программы, в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляют мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;

- согласовывают отраслевые бюджетные заявки и составляет сводную заявку на финансирование программных мероприятий из местного бюджета;

- осуществляют в пределах своей компетенции координацию деятельности исполнителей Программы.

8. Система индикаторов экономической

и социальной эффективности реализации Программы.

Перечень целевых показателей и индикаторы, позволяющие

оценить ход реализации Программы, эффективность и результативность использования бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы.

п/п

Наименование целевого показателя

Единица измерения

Плановое значение

На начало 2011 года (базовый)

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1.

уровень износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения

%

74

74

73,2

72,6

72

2.

удельный вес потерь воды в процессе производства и транспортировки, в т.ч. из-за аварий

%

20,1

20,1

19,6

19,4

19

3.

доля населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества

%

62,1

62,1

63,1

64,2

65,3

4.

доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению сельских населенных пунктов

%

66

66

66,5

67,1

67,1

5.

доля сточных вод, соответствующих установленным требованиям

%

30,4

30,4

30,4

30,4

31,8

6.

Количество очистных сооружений водоснабжения

шт.

1

0

1

0

0

7

Количество очистных сооружений канализации -

шт.

1

0

0

0

1

9

Количество

Артезианских скважин

шт.

2

0

0

2

0

Оценка результативности и эффективности реализации программы, путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а так же сравнения текущих значений показателей с их плановыми значениями.

Показатель результативности реализации Программы, использования субсидий (Р) рассчитывается по формуле:

Р = Р1 + Р2,

где:

Р1 - показатель результативности для следующих показателей: уровень износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения; удельный вес потерь воды в процессе ее производства и транспортировки, в том числе из-за аварий, рассчитывается по формуле:

Р1 = SUM Кi x (Xi план. / Xi факт.) x 100%,

где:

Xi факт. - значение i-го целевого показателя на конец года;

Xi план. - плановое (целевое) значение показателя;

Кi - весовой коэффициент параметра.

Р2 - показатель результативности для следующих показателей: доля населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества; доля населения , имеющего доступ к централизованному водоснабжению; доля сточных вод, соответствующих установленным требованиям, рассчитывается по формуле:

Р2 = SUM Кi x (Xi факт. / Xi план.) x 100%,

где:

Xi факт. - значение i-го целевого показателя на конец года;

Xi план. - плановое (целевое) значение показателя;

Кi - весовой коэффициент параметра.

При значении показателя результативности реализации Программы 95 процентов и более результативность реализации Программы признается высокой, при значении от 90 до 95 процентов - средней, при значении 90 процентов и менее - низкой.

Показатель эффективности реализации Программы, использования субсидий (R) рассчитывается по формуле:

R = Р / (F тек. / F план.),

где:

Р - показатель результативности;

F план. - плановая сумма финансирования за текущий год по Программе;

F тек. - сумма финансирования на текущую дату.

При значении показателя эффективности реализации Программы 95 процентов и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении от 85 до 95 процентов - средней, при значении 85 процентов и менее - низкой.

При расчете результативности, эффективности реализации Программы и использования субсидии используются следующие целевые показатели и их весовые коэффициенты:

Наименование показателя

Значение весового коэффициента

1.

Уровень износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения

0,3

2.

Удельный вес потерь воды в процессе производства и транспортировки, в т.ч. из-за аварий

0,1

3.

Доля населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества

0,2

4.

Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению городских поселений и сельских населенных пунктов

0,2

5.

Доля сточных вод, соответствующих установленным требованиям

0,2

ИТОГО:

1,0

9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов

реализации Программы.

В ходе реализации Программы планируется увеличить:

- количество очистных сооружений водоснабжения и канализации, отвечающих нормативным требованиям к качеству очистки воды и стоков на 2 шт.

- количество централизованных систем водоснабжения из подземных источников на 2 шт.

Выполнение намеченных мероприятий к концу 2014 года позволит обеспечить:

- снижение уровня износа объектов коммунального водоснабжения и водоотведения до 72 процентов.

- снижение удельный вес потерь воды в процессе производства и транспортировки, в т.ч. из-за аварий до 19 процентов.

- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой надлежащего качества до 65,3 процентов.

- увеличение доли населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению городских поселений и сельских населенных пунктов до 67,1 процентов.

- увеличение доли сточных вод, соответствующих установленным требованиям до 31,8 процентов.

 www.kremlin.ru