admrmr-для-гостей-Main menu-1 уровень
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

  

 

Вопрос захламления и загрязнения земель с/х назначения очень актуален , в очередной раз хотелось бы обратить внимание на захламление земель сельскохозяйственного назначения отходами животноводства (навоз КРС, куриный помет).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, может использоваться для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, при этом должен подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, для того, чтобы отходы производства (навоз КРС, куриный помет) перешли в органические удобрения необходимо разработать технологический регламент.

Технологический регламент – это документ, в котором дано описание последовательности выполнения операций, условия работы и требования.

Неисполнение требований законодательства по разработке и соблюдения технических условий и технологических регламентов приводит к захламлению земель отходами производства и загрязнению почв токсическими и бактериологическими элементами и веществами.

Разработка технологического регламента использования навоза (помета) производится с учетом объемов образования и параметров исходного сырья, наличия и структуры сельскохозяйственных угодий, действующего севооборота, наличия и типа сельскохозяйственной техники – индивидуально для каждого хозяйства.

Ввод в действие регламента предусматривает назначение приказом руководителя хозяйства ответственных лиц за его соблюдение и за организацию постоянного контроля за обеспечением экологической безопасности. Так как руководитель хозяйства лично, своей подписью утверждает регламент, то он несет ответственность перед контролирующими экологическими органами за его выполнение. Имея строго регламентированную схему процесса утилизации навоза (помета) руководителю предприятия, а также ответственным за выполнение регламента лицам, проще выполнять контроль за технологическим процессом.

Введение технологического регламента позволяет предприятию перейти на безотходную технологию ведения хозяйства, т.к. на выходе мы получаем не отход, а высококачественное органическое удобрение.

Неисполнение требований законодательства по разработке и соблюдения технических условий и технологических регламентов приводит к захламлению земель отходами производства и загрязнению почв токсическими и бактериологическими элементами и веществами.

За установленный факт порчи земли предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 8.6 КоАПРФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства.

Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В результате нарушения обращения с отходами производства (навоз, помет) почвам как объекту охраны окружающей среды, причиняется ущерб, который подлежит возмещению.

Кроме административной ответственности в соответствии со ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, применяется соответствующая Методика, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238.

В текущем году увеличилось количество обращений граждан, связанных с выявлением фактов загрязнение земель именно навозом и пометом. Управлением Россельхознадзора по Ярославской области в 2018 году выявлено захламление 6 участков земель сельхозназначения отходами производства ( куриный помет) на площади 2,8029 га, рассчитан ущерб на общую сумму более 17 млн.938 тыс. рублей.

В связи с этим в целях возмещения вреда виновным лицам по результатам надзорных мероприятий предъявлены претензии. В случае если причиненный вред почвам не будет устранен в добровольном порядке, Управлением будут предъявлены иски о возмещении причиненного ущерба через суд.

 www.kremlin.ru